Богини-матери, от наших читателей

Опубликовано: 25.4.2017
богини-матери

Еще одно имя богини — Ом-сунг-ими (Сидящая мать-дух). Ее «сидение»соотносится с позой роженицы, стоящей на коленях и опирающейся на руки. В этомположении она — богиня Земли, жена Торума. Иногда в угорских преданиях сонмМатерей Земли увеличивается, и вот уже появляется богиня Мых-пугос-анки(Земли-пуповины мать), у которой есть муж Мых-кон-ики («Земли князь-старик») идочь Мых-анки («Земли мать»).

У восточных хантов Сунк — «главная женщина», «мать всего», «небесный бог»,«мать огня», «солнце», «вообще свет». С Сунк соотносится и образ Анки-пугос(Анки-nyYoc ) «жизнеподательницы», по преданию, матери родных братьев Торума иКынь-лунга.

«Небесно-водной» ипостасью богини материнства выступает гусь или лебедь. Излебединой шкурки шьется одеяльце для новорожденного. Сочетание лебедя и зайцакак воплощений Сянь (Калтась), вполне объяснимо чередованием времен года: зимойбогиня надевает заячий наряд, летом — лебединый (при этом сохраняя свойсвященный белый, березовый цвет).

Образ Калтась – комплексный, миф демонстрирует её различные функциональныероли.

«Земно-водным» образом Анки (Калтась) является лягушка. Богиня-лягушкаНярас-най («Болотная Великая женщина») или Лус-Халь-эква («Между кочками живущаяженщина») считается родоначальницей одной из угорских фратрий. Как и Калтась воблике зайчихи, Анки-лягушка участвует в обрядности родин: у восточных хантовповитуха при родах держит платок с вышитой на нем бисером лягушкой.

Первоначальное значение имени богини у манси Калтась – «пробуждающая,рождающая, создающая». Она оказывает помощь беременным женщинам и роженицам. Отнеё зависит, от кого из умерших старших родственников новорожденный получитдушу.

Одно из имен богини материнства — Ар-хотым-ими — «Многих-домов женщина». Тех«домов», которые называются потлам-хот — «темное вместилище (дом)». Это женскоечрево. У обских угров существует обряд камлания в «темном доме» (турманкол). Онпроводится при крайне тяжелом состоянии роженицы, когда нижний дух (тэнайн куль)требует ее себе в жертву. Шаман камлает ночью в совершенной темноте. Трудноошибиться в распознании места, где символически происходит темное камлание.

«Земляной» представляется Калтась в образе белой зайчихи. В мансийскихлегендах заячьи шкурки, из которых сделана обувь менква, громким крикомпредупреждают Эква-пырися («Женщины сынка») о грозящей опасности. Мотив «зайца»— излюбленный орнамент женских вещей: черпаков, рукояток женских весел, крюков.Не случайно и в родильном обряде одеяльце для первой люльки шьется из шкуркизайца.

Анки-пугос (Сянь, Калтась-ими, Пугос-ими, Пугос-лунг, Косым-ими, Ом-сунг-ими,Ар-хо-тым-ими, Вут-ими, Сязи-ими) — вездесуща. Она пребывает на небе, навостоке, в лесу, под деревьями, в воде. Небесная Пугос изготовляет душучеловека, качнув семь раз семь колыбелей на золотой крыше своего жилища. Посохваковской матери — ими увешан нитями судеб с завязанными на них узелками. Судьбуноворожденного Анки предсказывает в тот момент, когда его впервые выносят насолнце. Приклады ей делаются на дереве (платки, шкуры), угощение — в жилище.

Таким образом, в образе Калтась совмещаются черты Матери-земли,Жизнеподательницы и фратриального предка.

У Калтась имеется и другая роль, существенно связанная с предыдущей. В мифахманси не делается различия между Калтась-эквой и Торум-сянь (Землёй-матерью),которую именуют ещё Ань-эквой (бабушкой), поясняя, что она — «общая мать».Сянь-торум принимала участие в сотворении мира.

Богини-матри курировали у хантов и манси в основном сферу жилья. Их функциибыли связаны с поддержанием жизни в доме. Поэтому считалось, что бабочка (однаиз ипостасей Калтась-эквы), залетая в дом, приносит счастье, а о бедах,грозивших обитателям дома, их предупреждал огонь очага. В образе Калтасьпроявился архаичный культ матерей, связанный своими корнями с древнеуральскойтрадицией.

Её наряд (у манси) — соболья ягушка и шелковый платок, у хантов — цветнойплащ. По легенде, косы Золотой Калтась раскидываются как семичастная Обь сустьем, как семичастное море с устьем; из кос ее льется дневной свет, рождаетсялунный свет».

Манси считают матерью всех богов и женой Верхнего бога богиню Сянь-торум.

В одном ряду с Калтась стоит Огонь-мать Най-сянь, Най-эква (манс.) – сестраНуми-Торума. К ряду небесных Матерей относится и Котль-анки – «Солнце-мать».

Источник: http://gk-ostrovskii.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться