По просьбам читателей: раскрепощение и социопатия

Опубликовано: 3.6.2019
раскрепощение и социопатия

Обзорная статья

Социопатия формируется, если человек с раннего возраста вместо заботы и любви получает насилие. Его в детстве не щадили и сам он щадить не обучен, поэтому чужую потребность в жалости воспринимает с холодным равнодушием. В сознании такого человека с детства формируется убежденность, что на любовь в этом мире рассчитывать нельзя, словно ее и вовсе не существует.

Возможно, вы слышали о таком диагнозе, как диссоциальное расстройство личности, или иначе — социопатия. Упрощенно говоря, социопат — это человек, у которого не работает совесть.

В статье «Чувство справедливости» говорил о том, как собственное зло прикрывают праведными намерениями.

Карен Хорни написала на мой взгляд самую информативную книгу по психологии — «Невроз и личностный рост», где наглядно отобразила психические тупики наших лживых знаний. Порождаются они убеждениями о том, как должно быть. Эти твердые несогласия с происходящим создают непрерывное страдание от неспособности просто быть собой и принимать этот самый момент жизни.

В статье «Ревность и любовь» говорил о том, как прикрывают зависимость и контроль, выдавая за такую большую «любовь».

С одной стороны убеждения, доросшие до идеалов дают опоры — упрощенную карту жизни, где обозначены «правильные» и «запретные» направления. С другой стороны идеалы в целом ограничивают настолько топорно, что без всякого разбора подавляют не только животные наклонности, но, в том числе и естественный потенциал личности. В итоге сама личность перестает расцветать, выхолащивается и становится придатком собственных убеждений. Тот самый пример, когда с «грязной водой» выплескивают и «внутреннего ребенка».

Другие статьи по этой теме:

В давней статье о развитии личности я озвучивал теорию, которой придерживаюсь и по сей день. Осознанный человек не нуждается в помощи автоматических поводырей собственного поведения в лице стыда и вины.

Поэтому и на сайте я не выражаю самые беспощадные к опорам личности правды, а пишу осторожно о том, к чему большинство подготовлено. Неподготовленный читатель сам отрицает и закрывается — и это в порядке вещей.

Все, что мы знаем — мысли. Без них нет ни нас, ни мира. Все возникает вместе с нашим «знанием». Одни знания практичны и отражают закономерности происходящего. Другие знания — деструктивны и приводят к пустым страданиям.

Все же социопатия не подразумевает неминуемой практики какого-то криминала — человек может жить и социально одобрено.

Карл Густав Юнг где-то говорил о том, как видят наше западное общество индейцы: «Во взгляде белых людей — застывшая озабоченность, они все время что-то ищут, им всегда чего-то не хватает, они беспокойны и напряжены. Мы не понимаем, чего они хотят. Они кажутся нам сумасшедшими».

В статье «Должны ли мы любить» говорил о том, что вынужденная любовь — это оксюморон. Нет такой обязанности — любить. Сердцу не прикажешь и стыдиться тут нечего.

В статье «Страх ошибок» говорил о том, как безосновательно стыдятся своей неопытности в чем-либо, принимая за личную бракованность, из-за ложной обязанности даже в новых для себя делах действовать профессионально.

В недавней статье «Как победить лень и силу воли» я разбирал ложный идеал сильного волевого характера и противопоставляющуюся ему лень и слабохарактерность, которых стыдятся.

Социопат подобен хищнику на пастбище травоядных. Он не чувствует жалости и сострадания, а чужие идеалы добра воспринимает как удобные рычаги для своих манипуляций.

В том же кинематографе социопатом выставляют почти каждого маньяка-убийцу. С реальной статистикой не знаком, но допускаю, что дело обстоит схожим образом. Вполне логично, что мертвая совесть снимает с личности целый ряд барьеров.

Нацелившись на совершенство, нутро обязует себя сопротивляться реальному. В итоге растет презрение к себе и своей жизни из-за их несоответствия выдуманным идеалам.

В статье «ЧСВ 2» говорил о том, как, стыдясь своей неидеальности, пытаются с помощью наигранной крутизны, понтов и хвастовства срубить максимум халявной любви.

В статье «Мир взрослых детей» говорил о том, как все стыдятся своей неуверенности, словно тайной проказы, потому что наивно верят, будто живут в мире взрослых людей.

Вероятно мораль общества, наравне с порождаемыми ей неврозами — это неизбежный этап душевного роста. Но этап этот обществом переоценивается. На этом сайте (в блоге и на форуме) мы от морализации воздерживаемся, говорим о свободе и подводных камнях на пути к ней.

И где-то здесь внимательный искатель задается вопросом: «А что же сдерживает лишенного всех барьеров человека от преступлений, безумия и хаоса?»

По сути тот главный процесс, которому содействует психолог во время своей психотерапии — это раскрепощение клиента. Большая часть психических проблем держится на ограничивающих убеждениях о том, какой должна быть жизнь. Поэтому и психологам эти убеждения клиентов приходится ломать. Отдельные духовно-эзотерические учения идут дальше, объявляя, вообще, все концепции и убеждения ложными, а освобождение от их навязчивого влияния — за истинную духовную цель, чтобы став просветленным, как Будда, человек освободился от страданий. На пути этого самоосвобождения пролегает один скользкий рубеж — уже упоминал его в статье о правильной жизни, а здесь хочу сказать об этом подробней.

Здоровому человеку вовсе не хочется уничтожать окружающих. Мы все просто хотим любить себя и свою жизнь — принимать ее реальную. А вынужденная доброта сквозь зубы из страха понести наказание — это меркантильная ложь, ничего святого в себе не содержащая.

Казалось бы все просто — вводим правила, подавляем «неправильное» — и живем себе в мире. Но в итоге именно неумение себя выражать и грубое подавление нутра заводят в такое состояние, когда душить собственную энергию уже не остается никаких сил; «клапан» срывает и раскаленные эмоции высвобождаются взрывной реакцией в примитивных, порывистых поступках, осуждаемых общественностью формально в судах и неформально — моралью.

© Игорь Саторин

А если эмоции не выпускать совсем, то психика закрепощается в апатичной отчужденности, а тело подвергается психосоматическим недугам. Так что идеальным по принуждению не стать никак.

В статье «Верность измена и свободные отношения» говорил о том, как иногда собственную зависимость и несамостоятельность прикрывают идеалом верности.

Карлос Кастанеда в своих книгах упоминал термин «тональ» — это описание мира, навевающее видимость знания о происходящем. Тональ по его словам должен бы исполнять роль оберегающего хранителя. Но как бы переквалифицировавшись, он скорей работает сдерживающим стражем, заточающим душу в тисках стесняющих убеждений.

Здесь я привожу в пример этот диагноз, чтобы подчеркнуть, насколько неоднозначно может протекать душевное раскрепощение.

Термин уже входит в моду, его активно муссирует кинематограф. Образы относительно мирных, хотя и не самых реалистичных социопатов: Декстер, Ганнибал, Шерлок, Доктор Хаус из одноименных сериалов. Их изображают сильными и даже гениальными личностями. И зрители невольно полагают, что быть раскрепощенным социопатом — это даже круто.

П.С.Человек в маске на первой картинке (после заглавной с собачками) — Уилл Грэм из сериала Уилл «Ганнибал».Мужчина с красным шариком на второй картинке — Декстер из сериала «Декстер».Мужчина со скрипкой на третьей картинке — Шерлок из сериала «Шерлок».Мужчина над зеленой рассадой на четвертой картинке — Ганнибал из сериала «Ганнибал».Мужчина с леденцом на пятой картинке — Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус».

В статье «Идеал отношений» говорил о ложных голливудских сценариях, на которые в отношениях рассчитывают, отказываясь признавать реальную жизнь.

Психическое раскрепощение высвобождает внимание, ранее прикованное к грезам ума. Человек начинает чувствовать, что он есть здесь и сейчас сам в себе в эпицентре существования, и перестает торопить жизнь — гонка за фантастическими идеалами прекращается.

Я вовсе не поощряю и не оправдываю аморальное поведение. А только говорю о том, что именно отказ от самонасилия приводит к естественному нежеланию насиловать и других людей. Только свободный человек уважает и свободу окружающих. А закрепощенный будет чужой свободе завидовать и гневаться, принуждая закрепоститься наравне с ним.

Для неподготовленной психики потеря значимых ориентиров может обернуться серьезным стрессом, поэтому толковый психолог не подталкивает к тотальной раскрепощенности от идеалов, а чутко проводит клиента через его актуальный урок. Иногда новым урокам приходится учиться на ходу, встречая последующую стадию душевной свободы совместно (если урок слишком сложный, психологу надлежит клиента передать более опытному специалисту).

Взлом идеалов действительно чреват потерей привычных ориентиров. Человек перестает понимать, зачем ему быть «хорошим» вынужденно — и это палка от двух концах. Уже покалеченной психике действительно помогает узда морали, чтобы удерживаться страхом и виной от деструктивного поведения.

Источник: http://gk-ostrovskii.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться